К одной из главных достопримечательностей Мангистуаской области относится уникальный памятник культовой архитектуры подземная мечеть «Шакпак-Ата». Мечеть расположена на полуострове Тюб-Караган, в более чем 20 километрах к северо-востоку от города Форт-Шевченко, и считается самым древним памятником зодчества в Западном Казахстане.

Подземная мечеть Шакпак-Ата вырублена в горной меловой скале. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию. Они помогали приходившим сюда людям избавиться от болезней. Для этого они оставляли заболевшего человека в пещере на ночь. Считалось, что в течение ночи на больного спустится благостный дух и болезнь обязательно отступит. И до сих пор люди приезжают сюда с надеждой исцелиться от недугов. По утверждению археологов, мечеть построена в IХ-Х вв. Имя ей дано в честь суфия Шакпак-ата, который жил здесь со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он был затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

В буквальном переводе слово Шакпак-Ата означает «старец-кремень», согласно одному древнему преданию, Шакпак-ата – это не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами: от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры. Некоторые ученые утверждают, что в мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата. Что же касается настоящего имени создателя мечети, то оно, по предположению многих ученых, - Шахмардан. Дело в том, что у Шопан-ата было двое сыновей: Шахрух-ата (Шагырык-ата) и Исан-ата. У Шахруха в свое время родилось двое сыновей: Капаш-ата (Капан-ата) и Шахмардан, прозванный Шакпак-ата за свои способности с легкостью извергать огонь из камня, огнем испепелять врага. Что касается времени жизни суфия, то мнения исследователей разнятся: академик Медоев утверждал, что Шакпак-ата жил в IX веке. Бартольд придерживался мнения, что суфий жил во времена правления Узбек-хана, который правил с 1312 по 1342 годы (XIV век). Неоспоримым является тот факт, что Шакпак-ата, был последователем учения Ходжи Ахмеда Яссауи, и относился к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау.

Форма плана мечети, а также другие архитектурные детали говорят о принадлежности сооружения к IX-X векам. Мечеть строго ориентирована по сторонам света, вырублена в известняковой скале и состоит из четырех камер, являясь, таким образом, своеобразным вариантом крестово-купольного храма, имеющим четыре колонны с капителями. Купольный свод строения имитирует устройство юрты, а в центре его вырублено круглое окно.

Мечеть является ярким проявлением камнерезного кочевого искусства. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько комнат. Руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько комнат. Основная зала увенчана массивными колоннами, поддерживающими свод. В центральной части свода - световой колодец, украшенный декорами. В западном крыле мечети устроена михрабная ниша и маленькие кельи для уединения отшельников. Стены помещений мечети и портала, а также ниш для захоронений испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, всадников, быков, раскрытых ладоней, растительных узоров. Среди надписей выделяется суфийское стихотворение о бренности этого мира и кратковременности жизни. Необычны наскальные изображения ладоней.

По обе стороны у входа в мечеть в скале, выбиты пещеры-захоронения, согласно предположениям они принадлежат ученикам Шакпак-ата или близким ему людям. Где именно захоронены мощи самого суфия, доподлинно неизвестно. Это заставляет ко всем захоронениям относиться с особенным трепетом и вниманием. Некоторые ученые утверждают, что основное назначение этого святилища – врачевание. Не исключено, что служители этого места составляли какой-то монашеский орден, лечащий больных.

Мечеть Шакпак-Ата- уникальный памятник культовой архитектуры, прекрасно сохранившийся до нашего времени. В настоящий момент рассматривается возможность о включении Шакпак-Ата в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Расскажи друзьям:

Памятники
Некрополь Сисем-Ата

Некрополь Сисем-ата представляет все существующие, архитектурные разновидности могильных памятников казахского народа. Комплекс купольных и бескупольных мавзолеев буквально поражает своей красотой, необычные орнаменты, замечательная эпиграфика, многообразие архитектурных форм.


Памятники
Некрополь Шопан-Ата

В Западном Казахстане некрополь и подземна я мечеть Шопан-Ата известны очень давно, для местных жителей эти места всегда являлись не только памятниками прошлого но и своеобразными духовными центрами.