В одном из центральных районов Астаны на самом берегу реки Ишим, гордо возвышается величественная конная скульптура - это памятник государственному деятелю, полководцу Хану Кенесары.

Этот памятник вполне можно назвать одним из главных символов независимости и восстановленной казахской государственности, ведь хан Кенесар в период своего правления был борцом национально-освободительного движения за сохранение независимости от Российской империи.

Кенесары Касымов последний казахский султан, внук хана Абылая и чингизид по происхождению, был лидером самого массового и значительного восстания за независимость Казахского ханства. С 1841 года он возглавил национально-освободительное движение казахов, добиваясь восстановления ханской власти, упразднённой царским правительством России. Съезд представителей трёх казахских жузов, последних территорий страны, сохранявших независимость от России, в сентябре 1841 года объявил Кенесары Ханом, восстановив, таким образом, Казахское ханство. Новый хан провозгласил своей главной целью - полную независимость всех не вошедших в состав Российской империи земель.

Хан Кенесары много внимания уделял структуре государства, внедрил в управление народом новые формы и правила, вместе с тем восстановил утраченные структурные органы. В армии была установлена строгая дисциплина. Чтобы приспособить войска к военным действиям на больших расстояниях, он разделил их на подразделения по сто и тысячу человек, выстроив для них определенную структуру управления.

Восстание началось с сожжения Акмолинской крепости, на месте которой ныне встала Астана – современная столица Казахстана. Против бунтарей были направлены крупные отряды русских колониальных войск, а также казахские конные отряды вассальных от России ханов.

Несмотря на то, что в один из периодов (1843-1844 годы) Кенесары, боровшийся с царскими войсками и отдельными султанами, достиг определенных успехов, все же он был вынужден отступить. Кенесары обосновался в окрестностях старшего жуза на границе с киргизскими землями. Несмотря на подавляющее превосходство царской регулярной армии, хан Кенесары потерпел поражение не от неё. Он пал жертвой предательства собственных соратников, из-за которых попал в плен к киргизам, где погиб от их мести. Восстание было, таким образом, обезглавлено и в скором времени подавлено. На протяжении всей своей жизни Хан Кенесары пытался отстоять независимость страны, вел активную борьбу во имя свободы казахского народа.

Сегодня, в Астане установлен памятник Хану Кенесары, он был торжественно открыт 11 мая 2001 года, это событие стало возможным только после обретения Казахстаном государственной независимости.

Работу по созданию памятника выполнили скульптор Нурлан Далбай и известный архитектор Шота Валиханов. Скульптура представляет собой бронзовую фигуру хана на коне, которая установлена на гранитном постаменте. Общая высота памятника составляет 11 метров (высота фигуры 6 м., высота постамента 5 м.) и имеет вес почти 10 тонн.

Памятник Хану Кенесары является достопримечательностью города Астаны и одним из самых красивых и величественных конных памятников Казахстана.

  • Расскажи друзьям:

Памятники
Памятник Жанибеку и Керею

Монументальная культурно-художественная композиция "Керей мен Жанибек" находится в самом центре Астаны, в сквере перед Музеем первого президента. Этот памятник основателям Казахского ханства Керею и Жанибеку, был открыт в июне 2010 года.  

Галерея искусств «Has Sanat» была открыта в 2003 году. В переводе с казахского языка «Has Sanat» означает истинное, настоящее искусство. Главной целью создания и дальнейшей работы галереи стало стремление показать современное состояние казахстанской живописи, уникальное искусство, неразрывно связанное с богатейшим национальным наследием, уходящим корнями в глубину веков, и познакомить весь мир с Казахстаном.

Памятники
Has Sanat, художественная галерея

Галерея искусств «Has Sanat» была открыта в 2003 году. В переводе с казахского языка «Has Sanat» означает истинное, настоящее искусство. Главной целью создания и дальнейшей работы галереи стало стремление показать современное состояние казахстанской живописи, уникальное искусство, неразрывно связанное с богатейшим национальным наследием, уходящим корнями в глубину веков, и познакомить весь мир с Казахстаном.