Вознесенский собор - удивительный памятник деревянного зодчества, уникальный образец сейсмостойкого сооружения начала XX века. Он находится в городе Алматы. В Парке 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев на улице Гоголя 40 "В".
Первые проектные предложения о строительстве нового кафедрального собора в городе Верном были еще в 1882 году городским архитектором Павлом Гурдэ. Но сложность реализации этой задумки связанная со строительством столь величественного сооружения в сейсмоопасной зоне, финансовые проблемы, а затем и смерть архитектора и землетрясение 1887 года не позволили осуществиться этим планам. На протяжении времени епископы Туркестанской епархии то возбуждали вопрос о строительстве, то переносили его. Наконец в 1894 году была выделена и освящена площадка под строительство в центре Пушкинского парка. Строительство Туркестанского Кафедрального собора было начато лишь в 1904 году при епископе Туркестанском и Ташкентском Паисии (Виноградове). Авторами проекта собора стали московские архитекторы Константин Аркадьевич Борисоглебский и Сергей Константинович Тропаревский. В первоначальном проекте было много недостатков. Сомнения вызывала недостаточная прочность древесины из тянь-шанской ели, и подверженность ее гниению из-за грибка, и не разработанность мер противопожарной безопасности. Дорабатывать проект и следить за ходом его строительства было поручено областному инженеру Андрею Павловичу Зенкову. Работа была завершена за два года, в 1906 году, однако освящение нового собора состоялось через год, летом 1907 года.
Собор строился с расчетом на полторы тысячи молящихся, и имеет три предела с алтарями: Вознесенским (главным), Благовещенским и в память Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, небесных покровительниц Семиречья. Собор венчают красивые луковки пяти куполов с крестами, приподнятыми на низких восьмигранных барабанах с широкими прямоугольными оконными проемами. Архитектура сооружения характерна для неорусского стиля. Основной строительный материал собора - дерево. Венцы стен и замкнутые каркасы здания, стропила крыши – все выполнено из стволов просмоленной, двухгодичной выдержки тянь-шанской ели. Высота собора от земли и до креста на главном куполе - 39, 63 м. Вопреки расхожему мнению, что при строительстве храма не было использовано ни одного гвоздя, на его железные конструкции пошло более 170 пудов железа. Весь сруб сверху донизу прошит восемью сквозными металлическими болтами, связавшими весь собор от шатров до фундамента. Фундамент собора впервые в Верном был выполнен с применением железобетона. Фундамент окружает кольцевая подземная галерея для отражения поверхностных сейсмических волн. Для увеличения прочности конструкции к бревнам снаружи пришили облицовку из толстой доски, а стены усилили 16 парами толстых брусьев. Оригинальные конструкции высотного здания (до 54 м) обеспечили надёжность сооружения во время землетрясения 1910 года. Оно было построено целиком из деревянных деталей, прошитых железными болтами. «При грандиозной высоте,— писал Зенков о соборе, — он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева и работала, как гибкий брус». Землетрясение 1910 года, которое весь одноэтажный Верный превратило в развалины, словно обошло стороной творение Андрея Зенкова — второе по высоте деревянное здание в мире. Лишь погнувшийся крест напоминает о пережитом землетрясении.
Зенков блестяще решил проблему декоративного оформления здания. Ему удалось имитировать деревянную конструкцию под традиционные материалы: кирпич, камень, позолоту. Собор получился ярким и красочным. Также Зенков настоял на увеличении высоты главной колокольни на 9 метров, что придало сооружению стройность и легкость. Лепные работы и оформление дверных и оконных проемов выполнялись московскими и тульскими мастерами. Иконы для иконостаса были изготовлены в мастерской А.Мурашко в Киеве. Колокола были отлиты в 1894 году в Гатчине (самый большой весил 249 пудов 17 фунтов). Росписи иконостаса выполнялась художником Хлудовым Н.Г.
После революции вплоть до 1927 года собор использовался как культовое учреждение. Затем в нем разместился Музей истории религии и атеизма, после и Центральный Государственный Музей Казахской АССР. В 1930 годах в здании собора также размещались общественные организации. Колокольня собора использовалась под антену для организации первых радиопередач в Алма-Ате. В 70-е годы была начата экстренная реставрация собора, в связи с аварийностью конструкции. 26 января 1982 здание внесено в государственный список охраны памятников истории и культуры республиканского значения. С 1985 года в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание в соборе разместился концертно-выставочный павильон.
В апреле 1995 года, Указом Президента РК Н.А.Назарбаева, был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Русской православной церкви. В мае 1995 года в соборе были возобновлены православные службы. В этом же году собор был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
В период с 1995 по 2002 годы была проведена реставрация росписи здания и устройство иконостаса (проект арх. Т.Турекулова, худ. Ю.Суписа, В.Лукина).
2 июня 2007 года Национальный банк Казахстана выпустил в обращение монету «Кафедральный собор» номиналом 500 тенге из серебра 925 пробы тиражом 4000 штук с целью содействовать расширению понимания всей культуры Казахстана, способствовать представлению религии, как мирного учения о духовном и нравственном самосовершенствовании личности.