С давних времен в Казахской степи существует множество легенд и преданий о Коркыте. Коркыт - легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, был выходцем из степей расположенных вдоль реки Сыр-Дарья. Поистине многогранная личность, он был акыном, поэтом, сказителем, композитором и великим музыкантом, создателем кобыза.
Предания об этом великом человеке встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южной огузской ветви: туркмен, азербайджанцев и турок. У всех них практически общий народный эпос «Огуз-наме».
«Кытабы деде Коркыт» — письменный эпический памятник тюркских народов. Каждое сказание в нем имеет собственный сюжет и в каждом из них главным героем представлен Коркыт-ата — мудрец, вождь племени и предсказатель судеб.
Огромное значение Коркыт-Аты в развитии казахского музыкального и поэтического искусства признавалось всеми национальными учеными.
Великий казахский этнограф Шокан Валиханов писал о Коркыте такие строки: "Он был первым, кто научился играть на кобызе, был первым баксы. Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл ее заключается в том, что Коркыт нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством".
"Бег Коркыта от смерти, восстание против смерти, вовсе не было действием самосохранения, спасения собственной души, а было сопротивлением против наступающего ислама", - писал о нем крупный исследователь, публицист Таракты Акселеу.
Известный историк, академик В.В. Бартольд указывал на то, что: “Коркыт - патриарх, носитель народной мудрости. В народе до сих пор живут легендарные афоризмы, приписываемые Коркыту: "Как ни украшай осла - не быть ему тулпаром, как ни одевай рабыню - не быть ей ханшей"".
Многие кюи и мелодии, оставленные Коркытом, живут и сегодня. Он являлся родоначальником исполнения народной музыки на кобызе. Современные кобызшы являются последователями Коркыта.
Память о великом композиторе, поэте и музыканте живет в Казахстане и в наши дни, в Кармакчинском районе Кызылординской области построен мемориальный комплекс Коркыт-Ата.
Центральной частью комплекса является памятник “Поющие трубы", он представляет собой четыре кобыза, которые смотрят в четыре стороны света. Памятник был сооружен в 1980 году, его авторами стали архитектор Б. Ыбыраев и физик-акустик С. Исатаев.
По словам создателя комплекса, архитектора, культуролога, Бека Ыбраева, идея о строительстве подобного комплекса возникла у него в 70-х годах прошлого века, когда он отправился в экспедицию.
Памятник “Поющие трубы"-уникален, между четырех кобызов из которых состоит монумент расположен набор трубок, на которых дующий здесь практически постоянно ветер играет свою замысловатую музыку . При создании этого памятника архитектор использовал аэродинамический эффект: в мазаре к потолку подвешены трубы, и дуновение степного ветра извлекает из них мелодии кобыза.
В 1997 году проведена реставрация памятника. Дополнительно был создан целый архитектурный ансамбль - комплекс с амфитеатром, гостиницей и другими объектами. А в 2000 году при нем был создан музей. Все эти объекты составили в итоге мемориальный комплекс Коркыт-Ата.
“Пирамида желаний" - еще одно необычное строение входящее в состав комплекса. Она имеет своеобразный символический смысл по сложившейся традиции, ёе следует обойти трижды, а затем разуться, войти внутрь пирамиды и попросить у неба исполнения заветных желаний. Привлекает внимание несвойственный мусульманской культуре амфитеатр. По задумке Бека Ибраева в нем должны были собираться все, кто почитает Коркыта, и соревноваться в горловом пении или играть кюи.
Народ почитает память Коркыта и считает его создателем кобыза и кюев, ежегодно мемориальный комплекс Кокыт-Ата посещают тысячи туристов из Казахстана, дальнего и ближнего зарубежья.