В Урджарском районе, селе Маканчи Восточно Казахстанской области находится музей известного казахского поэта и композитора Асета Найманбаева. Музей является филиалом Государственного заповедника-музея Абая, экспозиция была открыта в 1992 году к 125-летию поэта. К сожалению подлинных архивных данных о Асете Найманбаеве практически не сохранилось, поэтому при составлении экспозиции музея применялся подход используемый во многих литературных музеях в подобных случаях. Для того чтобы показать жизнь и творчество поэта здесь представлены воспоминания современников, высказывания известных литературоведов о творчестве поэта, рукописи стихотворении и поэм, редкие издания его произведении. Одним из самых ценных экспонатов музея, является единственная фотография Асета Найманбаева. На этом фото он снят вместе с деятелями Алаша Ахметом Байтурсыновым и Миржакыпом Дулатовым, фотография была сделана в городе китайском городе Чугучак в 1918 году. Отдельное внимание уделяется последним годам жизни поэта которые он провел на территории Китая. В музее бережно собраны материалы рассказывающие об этом периоде его творчества - титульные листы произведении, написанные и изданные в Китае, воспоминания современников. Представлена фотография надгробного памятника поэта. В экспозиции музея также собраны материалы о семье и потомках поэта. Особую ценность представляют предметы быта, переданные потомками Асета, личные вещи его детей – сына Кожеке, дочери Самогей. Также здесь имеются сведения о литературоведах, которые исследовали жизнь и творчество Асета Найманбаева.
Асет Найманбаев – известный казахский поэт и композитор, ученик великого Абая, родился в 1867 году. Свое обучение он начал в медресе в местности Коктума где обучался мусульманской грамоте. С малых лет Асет был хорошим певцом и занимался импровизацией. Он много путешествовал по Семиречью. Об исполнительском мастерстве и необыкновенном голосе Асета складывались легенды, но он был не только выдающимся певцом, но и замечательным акыном-импровизатором. Неоднакратно Асет Найманбаев приезжал и на Кояндинскую ярмарку – своеобразное место паломничества всех видных казахских певцов, акынов, музыкантов прошлых столетий. В Коянды он состязался в песенном мастерстве с поэтессой Рысжан. Этот айтыс по своему содержанию и художественной силе стоит особняком в его творчестве. Высокую оценку этому айтысу дали М.Ауэзов и С.Муканов.
Асет Найманбаев сочетал в себе большой дар акына-импровизатора и замечательного певца, слава о его голосе гремела в Центральном Казахстане, в Семиречье, Тарбагатае и даже на Алтае. Великий Абай восторгался мелодиями и очень любил слушать айтысы в исполнение Асета. Абай и Асет Найманбаев в жизни были добрыми друзьями, последний подолгу жил в ауле Абая и тот посвятил ему несколько своих стихотворений. Вслед за своим наставником Асет, обращался к пушкинскому «Евгению Онегину». Он осуществил его вольный перевод на казахский язык, в трех различных вариантах: «Татьяна», «Беседа Онегина и Татьяны», «Евгений Онегин». Творческое наследие А.Найманбаева велико и разнообразно - стихи, айтысы, жоктау, сказания, поэмы. Стихотворные строки поэта отличаются непринужденностью, метафоричностью и обилием точно найденных образов. Он является автором нескольких поэтических произведений: «Салиха-Самен» «Шакир-Шакират», «Жүсип-Зылиха», «Три девушки сиротки», «Деревянный конь». Образы и сюжеты последних двух поэм были заимствованы поэтом из сказок «Тысячи и одной ночи».
Вершиной его композиторского и песенного искусства является песня «Инжу-Маржан», помимо этого он стал автором многих известных в народе песен: «Макпал», «Үлкен Ардақ», «Кисмет», «Кіші Ардақ»(«Младшая Ардак»),«Қаракоз», «Гауһар қыз» и многих других.
Посещение музея Асета Найманбаева позволит широко и наиболее полно ознакомиться с жизнью поэта, а также его творчеством оставившим огромный вклад в национальной казахской культуре.