Мечеть Тыныбая Каукенова является памятником архитектуры середины XIX века и расположена в левобережной части города Семей, около речного вокзала. Мечеть сооружена в 1830-40 годы на средства казахского купца 2 гильдии Тыныбая Каукенова. Тыныбай Каукенов, казах из рода «уак», был купцом второй гильдии купеческого сословия. Об этом свидетельствует архивный материал от 1839 года 22 августа «Доклад о состоянии киргизов, кочующих выше города Семипалатинска»: «... один Семипалатинский киргиз Тыныбай Каукенов торгуя в степи, сумел приобрести порядочный капитал и построил в городе дом, с 1839 года записался уже в купцы по третьей гильдии». Еще в архиве Казахстана сохранилось архивное дело 1842 года под названием «Дело о причислении старшины Уваковской волости Каукенова в купеческое сословие города Семипалатинска». Все выше перечисленные архивные данные подтверждают, что Т.Каукенов действительно жил в городе Семипалатинске. Будучи купцом, он построил жилой дом на левом берегу Иртыша. Рядом с домом начал сооружать молитвенную мечеть. Т.Каукенов прожил до начала ХХ века. С 70-х годов с третьей гильдии он переводится на вторую гильдию.
Об истории мечети Т.Каукенова есть записи найденные в Государственном архиве Казахстана.Согласно ведомости, заполненной в 6 мая 1858 года «О численности магометанских мечетей и прихожан мужского - женского пола в городе Семипалатинске», в мечети Т. Каукенова прихожан мужского пола было 145, женского пола - 137. Ссылаясь на достоверные архивные данные, предполагается, что мечеть построена в 1840 году.
Фундамент мечети был создан каменным, а сами стены до купола минарета - деревянные. В помещении мечети созданы двухъярусные залы, нижний этаж предназначен для молитвы мужчин, верхний — для женщин. Купол и часть наружной стены украшены резьбой разной формы.Архитектура памятника принадлежит к типу так называемых «сибирско-татарских» мечетей, по принципу построения весьма схожа с памятниками православного культового зодчества, когда на одну ось нанизываются разновеликие составные части. Различие заключалось главным образом, в формах купольных и вертикальных завершений, традиционных для ислама. Минарет венчает часть мечети аналогичную «трапезной» или притвору в русском церковном зодчестве. Четверик основного объема в православии дополняемый малым четвериком или восьмериком, в исламском зодчестве, как правило, украшен подобным дополнением с несколько иной трактовкой купольного покрытия. Стены мечети скупо декорированы. Их оживляют оконные проемы прямоугольной формы, а так же люкарны верхнего яруса основного объема, служащие для освещения помещения для женщин. Дополнительным декором являются печные и водосточные трубы, украшенные затейливым узором. В настоящее время с левой стороны мечети находятся комнаты для омовения, а также дополнительные комнаты, построенные из белого силикатного кирпича, для обучения.