Мечеть Кунанбая Ускенбаева является, пожалуй, самой главной достопримечательностью небольшого городка Каркаралинска расположенного в Карагаднинской области. Это одна из старейших казахских мечетей в нашей стране её строительство было начато в 1849 году, а в 1853 году двери мечети были открыты для многочисленных верующих. Помимо архитектурного значения этот памятник имеет и высокую духовную ценность для всех ценителей казахской культуры. Мечеть была построена отцом великого Абая - Кунанбаем Ускенбаевым.
В 1849 году Кунанбай Ускенбаев был выбран ага-султаном Каркаралинскоro уезда (главой общественно-административной жизни каркаралинских и окрестных племен) и переехал на постоянное местожительство в небольшой город Каркаралинск вместе с многочисленной семьей и свитой своих людей. Так будучи ещё маленьким мальчиком Абай оказался в Каркаралинске, с которым на всю жизнь были связаны многие теплые воспоминания.
Все эти факты были хорошо известены другому казахскому писателю Мухтару Ауэзову который в частности писал: «В городе Каркаралинске во всем округе Абай и от отца и от других людей часто слышал о мечети. Он знал, что ее постройкой Кунанбай завоевал всеобщее уважение и славу. Первая и единственная мечеть в городе Каркаралинске и во всем округе постройка была начата на средства Кунанбая еще в прошлом году».
По имеющимся сведениям Абай неоднократно бывал в мечети, зданию которой насчитывается около 150 лет. Практически каждый житель Каркаралинска может рассказать о неоднократном посещении родного города великим Абаем.
Необходимо сказать что, в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» Кунанбай Ускенбаев предстает перед нами как суровый деспот. На самом деле изучение других источников показывает, что все гораздо сложнее и образ созданный М.Ауэзовым был скорее собирательным, например вот, что пишет об Кунанбае ссыльный польский революционер Адольф Янушкевич:"
В последнее время все четче приходит понимание того, что суровый деспот-отец, знакомый нам по роману-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» — лишь художественный образ, дань тогдашней цензуре, требовавшей применения приемов соцреализма при описании баев-феодалов. То, что в действительности Кунанбай Ускенбаев не похож на описанного этакого «кровопийцу простого народа», подтверждают воспоминания Турагула Кунанбаева, Архама Искакова, Ахата Кудайбердиева. Польский ссыльный революционер Адольф Янушкевич, который около тридцати лет провел в казахских степях, был свидетелем пребывания Кунанбая в аулах Старшего жуза. В своей книге «Дневники и письма из путешествия по казахским степям» он дает краткую, но емкую характеристику Ускенбаева: «Он выглядел истинным степным пророком, судья неподкупной честности и примерный мусульманин, Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые". Есть прямые свидетельства о делах Кунанбая направленные на благо своих земляков, это строительство в Каркаралинске на свои средства мечети и медресе, где обучались казахские дети, гостиницы в Мекке во время паломничества. На ее фасаде рядом с именем Кунанбая было написано, что сюда могут свободно заселяться паломники-мусульмане из его страны.
Сама мечеть Кунанбая Ускенбаева представляет из себя искусно сделанное деревянное, двухэтажное здание.Изначально мечеть представляла из себя сруб сложенный из тесанных бревен, в последствии стены были облицованы досками. Размеры по архитектурному плану: ширина 15м, длина 11м, высота 6м. Имя архитектора построившего мечеть неизвестено.
К сожалению мечеть Кунанбая Ускенбаева не дошла до нас в своем первозданном виде. Минарет был разрушен в 1920 году, а само здание было отдано советскими властямии под школу, позднее под склады, а ещё позднее - заброшено. В 1980-е годы мечеть Кунанбая была полностью отреставрирована, на сегодняшний день она передана верующим и используется по первоначальному назначению.