Главную мечеть Павлодара видно с разных концов города. Небесного цвета купол в виде шанырака венчает золотой полумесяц, а устремленные ввысь голубые минареты и величественная лестница могут вызывают уважение и восхищение у всех жителей и гостей города. Несмотря на то, что мечеть построена относительно недавно, это величественное сооружение по праву входит в список главных достопримечательностей города Павлодара.
Мечеть имени Машхура Жусуп расположена в центре Павлодара. Архитектурный ансамбль мечети находится в центральном парке и занимает площадь 6 гектаров, основные входы расположены с улиц Кутузова, Кривенко, Каирбаева.
Здание мечети представляет собой восьмиконечную звезду размером 48 х 48 метра, высота минаретов 63 метра, высота купола с полумесяцом 54 метра. Здание мечети построено в форме восьмиконечной звезды, купол мечети - небесного цвета, выполнен в форме шанырака. Высота купола мужского зала молитвы на 1200 мест - 33 метра, диаметр - 30 метров. Общая площадь мечети составляет 7 240 квадратных метров. Два этажа основного здания и минареты выполнены из кирпича, купол - из металлических конструкций. Основной зал мечети украшает великолепная хрустальная люстра «Зумрад» с 434 лампочками, она была изготовлена в Ташкенте.
В архитектурном плане здание мечети похоже на распахнутое сердце, символично открытое для мира и добра. Первый этаж мечети включает классные комнаты медресе, зал молитвы для женщин на 300 мест, зал бракосочетания, столовую на 300 мест со вспомогательными помещениями, помещения для омовения, гардеробы и.т.д.
Зал бракосочетания и столовая могут быть объединены в один большой зал благодаря трансформирующейся перегородке. На втором этаже находится зал молитвы с балконом на 1200 мест, музей исламской культуры, библиотека, видеозал, служебные помещения, холлы. Главный вход в здание ведёт на второй этаж.
Строительство мечети началось в 2000 году и продолжалось всего около двух лет, в 2001 году великолепная мечеть распахнула свои двери для верующих. Мечеть была названа в честь высокообразованного и глубоко религиозного человека, известного ученого востоковеда Машхура Жусупа Копеева.
Машхур Жусуп Копеев (1858 - 1931 г.г.), также известен как Машгур-Жусуп Копейулы - казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа. Обучался в аульной школе. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара. После обучения он едет в районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Во время странствий он посетил многие известные в Казахстане места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
В 1872 году Машхур Жусуп решает продолжить своё образование он поступает в медресе Кокельдаш в Бухаре по его окончаниии он получает высшее мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях.
С 1875 года работал учителем в ауле, активно занимался публицистической деятельностью. Его статьи, очерки, информации периодически печатались в газете «Дала уалаяты» и журнале «Айкап». Пользуясь большой популярностью и авторитетом в народе, почитавшего его знания и талант, получил имя «Машхур», что в переводе с арабского языка означает «славный, известный, достойный».
В 1887 - 1890 годах побывал в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Туркестане и других городах с целью знакомства с жизнью, культурой и бытом народов Средней Азии. Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В. В. Радловым повлияло на формирование интересов Машхура Жусупа как собирателя казахского фольклора. Им собрано и опубликовано множество образцов устного народного творчества казахов. В 1907 году в Казани в издательстве Хусаиновых вышли поэтические сборники Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга прозы «Кому принадлежит Сарыарка», которая вызвала острую реакцию государства. Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, автора занесли в список политически неблагонадежных. В итоге Машхуру Жусупу пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, свободы просвещения и свободы слова. Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери» и другие. В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзии Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама» и другие. Записанные им из устных народных сказителей произведений Бухара жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов.
В честь этого писателя, ученого и достойного сына казахского народа и была названа Главная мечеть города Павлодара.
Архитектурное сооружение мечети имени Машхура Жусупа поражает воображение красотой и величием она поистине стала украшением города Павлодара и вошла в список достопримечательностей всего Казахстана.