Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави – грандиозный памятник архитектуры, яркий образец средневекового зодчества. Архитектурный комплекс Ясави – это шедевр архитектуры тимуридского времени, объединивший в своих стенах различные по функциям помещения, целый комплекс дворцов и храмов. Первое сооружение в Казахстане, включенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится в городе Туркестан, в Южно-Казахстанской области.
Из-за разнообразия функций здания ученые никак не могут прийти к единому мнению по поводу его названия, а потому называют его по-разному: мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс, ханака. Каждое из названий характеризирует лишь одно из функций этого грандиозного комплекса и не отражает всех служб и ритуалов, предусмотренных в нем. В последнее время в кругу специалистов его чаще называют "ханакой" - термином, которым принято называть странноприимные дома (монастыри) дервишей.
Мавзолей возведен в честь основателя суфизма, мыслителя, поэта, проповедника Ходжи Ахмета Хазрети Султан Ясави. По преданию, Ясави был последователем Мухаммеда. Достигнув возраста 63 лет, в котором пророк умер, Ясави стал добровольным затворником в подземельной мечети, где и провел остаток жизни в молитвах и проповедях. Ясави учился у Арыстанбабы и Юсуфа Хамадани, изучал основы суфизма, арабский, чагатайский и персидский языки, поэзию и литературу Востока. В своем родном городе Яссы он основал софийский орден «Яссауи». В своем учении он проповедовал аскетизм, терпение, доброту, справедливость и честность. Именно Ходжи Ахмету первому удалось соединить ислам и традиционные учения тюркских народов, уходящие корнями глубоко в историю. Благодаря Ясави и его ученикам, через учение суфизма, ислам распространился по территории Средней Азии.
На месте могилы Ясави после его смерти был сооружен мавзолей, но спустя время он пришел в ветхое состояние. Спустя 233 года после смерти Ясави, по приказу всесильного правителя Средней Азии - эмира Тимура, был сооружён новый мавзолей.
В 1389, 1391, 1394, 1395 годах в многочисленных кровавых сражениях Тимур (Тамерлан) разрушил Золотую Орду и поджег ее столицу - город Сарай-Берк. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мовзолея Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тимур руководствовался не только чисто религиозными убеждениями. Отдав приказ построить мавзолей, Тимур с одной стороны, хотел почтить память великого проповедника, а с другой - усилить свою власть на завоёванных территориях, укрепляя свой авторитет среди кочевников степи. Письменным источником информации о строительстве мавзолея является «Книга побед» ("Зафар-наме"). По свидетельствам историков, Тимур принимал личное участие в проектировании мавзолея. Он сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола. В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.
Осуществление указа о сооружении возлагалось на Мауляну Убайдуллу Садра, ведавшего при эмире делами благотворительности. Мавзолей был построен в период с 1385 по 1405 годы. После смерти Тимура строительство мавзолея было остановлено. В результате незаконченными остались портальная часть (пештак) и отделка интерьеров некоторых помещений.
Мавзолей Ясави представляет из себя грандиозное по масштабам портально-купольное сооружение. Его ширина - 46,5 м, длина - 65,5 м. В мавзолее имеется 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и разделяют помещение на восемь частей. Сооружение сложено из обожженного кирпича на алебастровом растворе. Южный портал здания состоит из двух высоких минаретов и огромной арки. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика. Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол усыпальницы Ахмета Ясави. Западный и восточный фасады здания облицованы глазурным кирпичом. Весь фасад здания выполнен в бирюзовой гамме. Фасад украшен многочисленными изящными растительными и геометрическими узорами, но все же основу декора составляет эпиграфический орнамент. Все стены заполнены текстами религиозного содержания и цитатами из священного писания.
Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави состоит из восьми помещений различного характера. Парадное помещение – джамаатхана или казандык, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 метра. Величественный вид и масштаб зала по задумке архитекторов должны были внушать вошедшему благоговение перед Всевышним. Зал увенчан самым большим в Средней Азии сферическим куполом. В центре зала находится Тайказан, отлитый, по преданию, из сплава семи металлов. Казан - символ единения и гостеприимства.
Диаметр его 2,45 метра, вес две тонны, а емкость три тысячи литров. Казан наполнялся подслащенной водой, обладавшей целебными свойствами. Главное помещение мавзолея – кабрхана является усыпальницей Ахмета Ясави. Помещение перекрыто двойным куполом, внутренним -высотой 17 м и наружным - около 28 м. В основании стен на каменный резной цоколь поставлена панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом. Большой и малый дворцы в XVI—XVIII веках были резиденцией казахских ханов. В малом дворце хоронили уважаемых людей. Китапхана – комната для хранения и переписывания документов. К хозяйственным помещениям относились асхана (трапезная) и кудукхана (колодезная). Кроме того, в мавзолее находилось множество жилых келий.
Позже вокруг мавзолея были сооружены мавзолей Рабиги Султан Бегим - дочери знаменитого тимурида Улугбека, жены хана Абулхаира, а также усыпальницы казахских ханов - Есим-хана, Аблай-хана, Джангир-хана.
Научное обследование мавзолея началось в конце XIX века. Первой научной экспедицией в город Туркестан (в 1905 г.), для изготовления чертежей памятника, стала экспедиция
Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии, возглавляемая профессором Н.И.Веселовским. Начиная с 1922 г., несколько комиссий участвовало в техническом осмотре постройки. Наиболее глубокие исследования памятника выполнены в 1952-58 годах (Б.Н.Засыпкин, Т.Ш.Карумидзе, Л.Ю.Маньковская, К.А.Шахурин), а также в 1970-80 гг. (Б.Т.Туякбаева, А.Н.Проскорин).
Мечеть Ахмеда Ясави стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение этого мовзолея три раза приравнивалось к хаджу к Мекке.
По своим масштабам, мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Яссы приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравнимый шедевр средневековой архитектуры.