Мавзолей Домалак-Ана является уникальным архитектурным памятником Южного Казахстана. Памятник расположен в Южно-Казахстанской области, на южном склоне Каратау, в долине реки Балабоген.
Мавзолей был сооружен над могилой Нурилы Али Сыланкызы, в народе известной как Домалак Ана.
Домалак Ана — одна из легендарных матерей казахского народа. Домалак ана — третья жена батыра Байдибека Карашаулы, который правил племенами, населявшими Семиречье, мать Албана, Суана, Дулата. Скромная, любящая мать, излучающая свою любовь на всех детей ясновидящая, обладала даром предвидеть будущее. В народе ее называли «Домалак ана», «Домалак әне» из-за ее маленького роста. Согласно другой версии, Домалак-Ана происходит от персидского «Дихнат мама» означающее Святая Мать. Впоследствии слово Дихнат изменилось в Домалак.
Она прославилась в народе благодаря своему уму, мудрости, чистоте души и святости. В народе есть не мало рассказов повествующих о ее находчивости, мудрости. Домалак-Ана своими мудрыми решениями примиряла, заглушала извечные обиды. Домалак-Ана является праматерью народов проживающих в Семиречье, Аулие-ата, Шымкент, Ташкент. Ее сын Жарыкшак был советником при Ташкентском Амире, позже правителем Семиречья, затем главным визирем хана Есенбугы.
Много рассказов и легенд сложено об этой женщине. Есть и такие, которые соответствуют жизненным фактам, близки к истине.
Известна легенда о пророчестве которое она сделала для своего мужа Байдибека Карашаулы: “Однажды на аул Байдибека, который расположился у подножья хребта Каратау, напали внезапно враги и угнали тысячи его лошадей. В это время Байдибек и другие жигиты находились вдали от аула. Услышав весть о нападении, Бадибек собрал отряд и вместе с шестью сыновьями от старшей жены Сары байбише отправился в погоню. Накануне из тысячи угнанных лошадей в аул вернулся сам лишь один дикий, необъезженный конь. Он стоял на привязи возле юрты-отау Домалак ана. Обращаясь к Байдибеку, она сказала: „Не преследуй врага. Гнедой жеребец остался у нас. Через шесть дней непокорный табун вернется к тебе. Пусть будут живы жигиты, таково мое желание“. Но батыр не послушал свою жену и отправился в путь. Догнав врага на перевале Куюк, вступил в сражение. Однако хорошо вооруженный враг одержал победу над малочисленным отрядом Байдибека. В этой битве погибли все шесть его сыновей. Похоронив их в долине Ушкарасай, он вернулся домой. Через шесть дней огромный табун лошадей вернулся домой».
Домалак Ана похоронена на равнине в устье реки Кос Боген. Благодарные потомки на этом месте возвели мавзолей. По преданию в мавзолее Домалак-Ана есть два священных камня, пройти между ними сможет только праведный человек.
Мавзолей Домалак Ана первоначально был отстроен в 1456 году в виде 4-стенного мазара с куполами. Сооружение несколько раз перестраивалось и до нашего времени его оригинальный облик к сожалению не сохранился,
В конце 19 - начале 20 века на месте прежнего разрушенного сооружения, от которого лишь в основании сохранилась старая первоначальная кладка из квадратного кирпича, было возведено новое здание. Снаружи и внутри мазар был оштукатурен и побелен. Небольшая кирпичная постройка представляла собой ротонду – цилиндрический объем, декорированный на фасаде 6-ю нишами. В южной нише имелся входной проем с лучковой перемычкой. Широкие лопатки-пилястры опирались на невысокий цоколь и поддерживали нависающую 3-мя уступами полосу карниза, вычленяющую купол. В интерьере элементов декора не было. Надпись на казахском языке, выполненная на стене у входа в мазар, сообщала: «Памятник в честь Великой Матери Бабижар, дочери Аксултана». В располагавшемся ниже четверостишии содержался призыв чтить память матерей.
Современный вид мавзолей приобрел после генеральной реконструкции произведенной в 1996 году по проекту архитектора С. Токтамыс. В ходе работ была произведена кладка из белых каменей, доставленных из Мангыстау. Высота мавзолея Домалак Ана 12 метров, восьмиманжетный купол находится на основном сооружении.
Сегодня мавзолей Домалак Ана входит в список главных достопримечательностей Южно Казахстанской области, и пользуется большой популярностью у туристов и паломников жедающих поклониться великой праматери казахского народа.