Мавзолей Алаша-хана занимает особое место среди памятников Центрального Казахстана и Средней Азии, прежде всего он выделяется своими уникальными архитектурно-художественными качествами. Мавзолей относится к памятникам XII века, он находится в Улытауском районе Карагандинской области в 2 км к юго-западу от села Малшыбай на правом берегу реки Каракенгир.
Мавзолей был построен в XII веке как усыпальница легендарного Алаша хана, имя которого связывают с возникновением трех казахских жузов. Термин «алаш» относится к глубокой древности, когда племена-роды еще не обособились и имели общий скот. Это исконное тюркское слово. Существует версия, что Алаша-хан - сын одного из известных правителей Средней Азии (Абдолла-хан, Кызыл Арыстан-хан, Абдул Азис-хан). Казахское шежире представляет раннюю биографию Алаша-хана как историю царственного изгнанника, не признанного своим родным отцом и обреченного вести бродячий образ жизни. Наиболее древнее упоминание о нем, дошедшее до нас в письменных источниках, принадлежит Рашид ад-Дину, величайшему историку Востока (сер. XIV в.): "...тюрки называли и продолжают называть Яфета Булджа-ханом (Аоулджи-ханом) и достоверно не знают, был ли этот Булджа-хан (Абулджа-хан) сыном Ноя или его внуком, но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники (буквально: обитатели степей) происходят от его рода. Несколько интересных фрагментов легенды об Алаша-хане было записано Ч. Валихановым, который, как известно, высоко оценивал их достоверность. Известный историк Ж. О. Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М.Ж. Купеева: «До Алаша-хана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как уран - боевой клич. У них был уговор бросаться на врага с этим ураном, а тех, кто не произнесет этого имени, будь он даже родным отцом, убивать, как ярого враги. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим ураном стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов ...».
Мавзолей Алаша-хана это поистине удивительное и величественное сооружение созданное
неизвестными средневековыми мастерами. Все здание построено из особого обожженного кирпича, для оформления оконных проёмов и дверей древние строители использовали дерево.
В архитектурном плане мавзолей Алаша-хана имеет форму прямоугольника размерами 9,73×11,9 м, и высотой 10 м. В центре главного фасада имеется двухстворчатая дверь, за которой размещена глубокая двухарочная ниша, обрамлённая несколько углублённой двухцветной полосой и украшенная фигурными кирпичами. С двух сторон фасада установлены шестигранные колонны, каждая из колонн опирается на три полушария, два из которых — целые, а третье служит как бы основанием для колонны. В мавзолей ведёт главная дверь высотой более 2 м и шириной 1,2 м. Стены мавзолея укреплены восемью подпорами; купол опирается на 16-гранный барабан, вокруг которого расположена круговая галерея.
Благодаря строгим пропорциям и необычным элементам композиции, а также удачному сочетанию архитектурных приемов и сдержанному декору, здание выглядит цельным и очень монументальным. Этот эффект ещё более усиливается благодаря выгодному расположению мавзолея на открытом, возвышенном месте. По своим архитектурно-техническим характеристикам этот памятник является уникальным, так как подобный стиль крайне редко встречается в архитектуре Средней Азии. В 1982 году мавзолей Алаша-хана был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.