Мавзолей Айша-биби–уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, не имеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов. Мавзолей находится в селе Айша-биби (бывший поселок Головочевка), Жамбылского района Жамбылской области, в 18 км от города Тараза. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса.

Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенд о любви восточной красавицы Айши-биби и отважного Карахана. По одной из самых романтичных из них, Айша была дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после его смерти она воспитывалась у шейха Айкожи. Айша любила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако ее воспитатель - шейх Айкожа не дал согласие. Тогда девушка обманным путем, самовольно поехала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть ее больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей. По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты.

Сам мавзолей представляет из себя квадратное в плане сооружение. Его размеры 7,6 х 7,6 метров. В оформлении использовались небольшие нишы, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. Стены мавзолея толщиной 80 см. В стенах проложены деревянные балки из арчи с целью прочного соединения стен и колонн. Мавзолей построен из жжёного кирпича, снаружи облицованного терракотовыми плитами. В центре фасада мавзолея находится ниша со стрельчатой аркой. Угловые колонны сужаются кверху, где они украшены поясом из изразцов с растительным орнаментом. В центре мавзолея находится надгробие (3 х 1,4 м). На западных колоннах имеются пояски с надписями, выполненными арабским алфавитом. На одной из угловых башен мавзолея видны обрывки строк из древнего двустишия: «Осень… тучи. Земля прекрасная…».

От первоначального сооружения сохранилась только западная стена. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и растительные мотивы. Богаты и разнообразны композиционносоединенные орнаменты в виде геометрических рисунков, состоящих из переплетений многоугольников, крестов, звезд, а также растительных мотивов в виде стеблей с цветами. Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента, уходящих корнями в искусство андроновских и сакских племен. Мовзолей может быть сравним лишь с таким мировым шедевром древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани в Бухаре.

Мавзолею Айша-биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Первые исследования мавзолея в 1893 году провел русский археолог Василий Бартольд, также его исследовали: в 1897 году - В.А.Каллаур, в 1938-1939 годы - экспедиция Института истории и культуры КазФАН СССР, в 1953 году - экспедиция Академии наук Казахстана. В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, он использовался для образовательных и туристических целей. На протяжении долгого времени археологи и историки вели дискуссии о возрождении памятника. В 2002 году для восстановления мавзолея и строительства парка вокруг него был нанят Нишан Рамето.
Рядом с мавзолеем Айша-биби находится другой известный кумбез - Мавзолей Бабаджихатун. По легенде, Бабаджа была спутницей Айши в ее последнем путешествии, а после ее смерти стала хранительницей мавзолея и была похоронена в 20 шагах от нее.

Кумбез Бабаджи-Хатун имеет подкубическую форму, его размеры 6,9 х 6,9 х 5,0 м, толщина стен достигает 1,23 м. Построен из светлого обожжённого кирпича размерами 25 х 25 х 4,5 см.. Архитектурная композиция кумбеза простая. Три фасада (кроме западного) здания декорированы нишами и медальонами. Плоскости стен фасадов украшены ложными арочными окнами и нишами. Над окнами выложены круги из кирпича, выполненные фигурной кладкой. Декоративные ниши и медальоны заключены в рамку в виде буквы П. Над рамкой проходит зубчатая горизонтальная полоса, образованная сдвоенными кирпичами, повёрнутыми углами к наружной стене. Такие же полосы оббегают верх парапета и барабана, на котором покоится купол. Здание мавзолея увенчано гранёным барабаном, который служил основанием для 16-рёберного конического купола, несохранившимся до настоящего времени. В 1981 году купол был реконструирован по проекту института "Казпроектреставрация". Также реставрационные работы проводились с 2001 по 2004 год. Для облицовки мавзолея в специальных напольных печах по старинной технологии в течении 3 лет вручную мастерами реставраторами изготавливалась плитка с узорами более 72 видов. Были выполнены такие сложные работы, как укрепление фундамента мавзолея, поднятие стен, облицовка стен резными терракотовыми плитками, возведение барабана, парусов, внешнего и внутреннего куполов. Также были проведены работы по благоустройству, электроосвещению и ограждению территорий.

Памятник неизменно вызывает интерес туристов не только своей необычной архитектурой, но и легендами, рассказывающими о любви Айши и Карахана.

  • Расскажи друзьям:
Жамбылский областной казахский драматический театр имени Абая имеет долгую и очень интересную историю. Театр был создан 5 января 1936 года в Аулие-Ате (Тараз) как колхозно-совхозный театр.

Памятники
Жамбылский областной казахский драматический театр

Жамбылский областной казахский драматический театр имени Абая имеет долгую и очень интересную историю. Театр был создан 5 января 1936 года в Аулие-Ате (Тараз) как колхозно-совхозный театр.  

Городище Тараз – уникальный археологический памятник. Культурные слои Тараза датируются  I-XIX веками и отражают практически всю историю Казахстана. Особый интерес представляют находки X-XII вв. – периода расцвета города.

Памятники
Городище Тараз

Городище Тараз – уникальный археологический памятник. Культурные слои Тараза датируются  I-XIX веками и отражают практически всю историю Казахстана. Особый интерес представляют находки X-XII вв. – периода расцвета города.