В Сайрамском районе Южно-Казахстанской области находится удивительный памятник архитектуры - Мавзолей Абдул Азиз-Баба. Факт постройки культового сооружения на этом месте относят к эпохе Караханидов ІХ век.
В исторических хрониках IX-X веков Исфиджаб (в настоящее время Сайрам) упоминался как первоклассная военная крепость. Даже в настоящее время здесь можно видеть останки известного Белого Дома (что в переводе и означает Сайрам) которые представляют собой руины стен, бастионов, а также минаретов разрушенной мечети Базалаката (XII вв.) со спиральной лестницей и полуразрушенным входом в основание. К памятникам культовой архитектуры относятся мавзолей Карашаш ана (XIX вв.) и мавзолей Абдул-Азиз-Баб (XVI вв).
Название мавзолея представляет собой казахский вариант арабского мужского имени Абд ал-Азиз, что значит «раб Великого». Жизнеописание Абд ал-Азиза приводится в позднейшем анонимном сочинении «Рисаля», которое относит его к числу первых последователей пророка Мухаммеда. По устным преданиям, Абд ал-Азиз жил за 300 лет до Х.А. Яссави, что по времени совпадает с утверждением ислама в этом регионе. Согласно историческим сведениям, в 766 году на территорию современного Казахстана ступил отряд арабских добровольцев под предводительством Искак-баба. Знаменосцем этого отряда был Абдель-Азиз-баб, который в деле распространения мусульманства проявил настоящий героизм. Его образованность, стойкость и неколебимая верность делу Ислама сразу бросалась в глаза. Святого, умеющего отвадить беду и очистить от клеветы, в народе так и прозвали – Балегердан (изгоняющий беду). Под этим именем он и остался в истории.
Мавзолей в честь Абд аль Азиз-бабу был воздвигнут в XVI веке, он представляет собой трех угольную постройку. Площадь - 11 х 6 м, высота - 10 м. В мавзолее имеются три помещения, в центре - место поклонения, по бокам - две усыпальницы. На северной стороне покоится прах Абд аль Азиз-баба, с другой стороны, по направлению к его ногам лежит Сеит Кожахан-ата.
Мавзолей Абдель-Азиз-Баб это архитектурное сооружение традиционной портально-купольной постройки, сложившейся в культовом средневековом зодчестве на территории Южного Казахстана.
Построен из жженого кирпича квадратной формы. К основному объему были пристроены 2 поздних, разновременных помещения, также перекрытых куполами. Центральная основная часть увенчана куполом на высоком барабане и выделена мощным пештаком со стрельчатой глубокой арочной нишей в П-образном обрамлении. В декоративном убранстве портала использована фактура лицевой кладки, дополненная гипсовыми деталями – угловыми фигурными полуколоннами, витым жгутом лепного архивольта.
В интерьере 3 квадратных помещения в плане зала сообщаются между собой широкими проемами, в центральном зале, напротив входа, расположен михраб. На северном фасаде с боковой стороны портала на отметке 0,820 имеется вход на винтовую лестницу, ведущую на кровлю.
Полы кирпичные, на песчаной подушке.
К сожалению с годами мавзолей утратил большинство из украшавших его орнаментов, а сама конструкция вследствие дождей, пожаров и военных действий получила значительные повреждения.
Первоначально возведенный мазар, не выдержав испытания временем, осыпался и обвалился, в XIX веке он был отреставрирован, а некоторые постройки отстроены заново.
При строительстве этого архитектурного памятника были использованы передовые приемы зодческого искусства того времени. Сохранились образцы прекрасных орнаментов, изразцовой кладки, резьбы по дереву и пр. Они являют собой чудесные примеры народного прикладного искусства.
В 1996 году мавзолей подвергался реконструкции его купола были облицованы белой листовой жестью, а входные двери и двери между помещениями мазара заменены новыми.