Наверное, каждому казахстанцу известны наскальные рисунки урочища Тамгалы. Они были открыты ещё в 1957 году, однако настоящая популярность пришла к ним в годы независимости Казахстана когда они стали своеобразным национальным культурно-историческим брендом.
Урочище Тамгалы находится в 170 км к северо-западу от города Алматы в юго-восточной части Чу-Илийских гор Алматинской области. Само слово Тамгалы скорее всего происходит от тюркского слова тамга – знак. Сейчас так называют тавро, которым помечают домашний скот.
Скалы тут – идеальное поле для творчества. Ровные и почти вертикальные.
Именно здесь в середине прошлого столетия и было обнаружено уникальное святилище с наскальными изображениями, могильниками, жертвенниками и поселениями древних людей.
Тамгалы – это поистине древняя художественная галерея, на картинах которой изображены как отдельные животные и люди, так и целые сцены из жизни древних людей. Это самый известный центр из 50 центров наскальных рисунков Семиречья и территории бассейна Балхаша. Всего в Тамгалы насчитывается 5000 рисунков. Все найденные петроглифы датируются периодом от ХIV в. до н.э., VI -VIII вв. н.э., то есть от бронзового века до освоения Великой степи тюркскими народами. Это один из самых известных и хорошо изученных памятников искусства древних народов, представленных на территории Казахстана. В комплексе святилища представлены сразу шесть хронологических периодов: средняя бронза, поздняя бронза, ранние номады, периоды саков, усуней и тюрков.
Наиболее интересными являются изображения, принадлежащие к эпохе бронзы XIV-XII вв. до н. э. Именно к этой серии наскальных рисунков андроновских племен бронзового века относится небезызвестное изображение солнцеголового божества. Более 20 столетий урочище Тамгалы было сакральной территорией, святилищем, где древние народы проводили магические и ритуальные церемонии, поклонялись духам и богам. Знаменитое изображения антропоморфного солнцеголового божества с загадочными нимбами, состоящими из кругов, множества лучей и точек, занимают особое место в галерее наскальных рисунков. Кстати, подобные изображения "солнцеголовых" встречаются во многих комплексах петроглифов на территории Казахстана. По мнение ученых, вероятно, солнцеголовые великаны Тамгалы – одни из наиболее древних антропоморфных изображений бога.
Тематика рисунков очень разнообразна: люди, животные, всадники, сцены охоты на животных, охоты диких животных, из жизни людей, жертвоприношений, ритуальные пляски.
Среди петроглифов есть изображение колесниц, тамг, молитвенных надписей, сцены ритуальных плясок, изображения могущих верблюдов и быков, воплощающих образы древних богов. Внимательно рассматривая петроглифы, можно заметить изображения не только диких животных – архаров, сайгаков, маралов, но и одомашненных животных: собак, лошадей, верблюдов и быков.
Древние мастера очень искусно использовали материал и расположение каменных полотен – плоскостей, точно оценивая их ориентировку относительно сторон света и, прежде всего, Солнца. При дневном движении Солнца в зависимости от суток и угла падения солнечных лучей, разные рисунки выделяются в разное время. Места для петроглифов выбирались так, чтобы с одного места можно было видеть несколько рисунков. В долине урочища есть несколько мест, откуда скалы с рисунками видны одновременно целыми группами, объединенными в сложные композиции.
Петроглифы находятся на большой территории размером 3 кмх10 км. Но наиболее значительная их часть сконцентрирована на участке примерно 250мх500м, здесь около 2000 петроглифов, а всего в Тамгалы насчитывается 5000 рисунков. Вблизи ущелья так же находятся могильники эпохи бронзы (ХI-Х вв до н.э.) и ранних кочевников (III в до н.э. и II в н.э.), а также их поселения.
Уникальность и общечеловеческая ценность петроглифов урочища Тамгалы была признана мировым сообществом – в 2004 году они были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. С этого времени памятник находится под защитой международной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
Благодаря этой поддержке территория археологического комплекса содержится в чистоте, создан план музея-заповедника, на скалах нанесены предупреждающие знаки и указатели. Созданы все условия для любознательных путешественников, желающих прикоснуться к прошлому.