Алматинский железнодорожный музей является одним из самых крупных технических музеев в Казахстане. История музея началась в 1999 году, когда на основе личной коллекции почетного железнодорожника и ветерана ЖД транспорта - Бейсена Шормакова был организован небольшой ведомственный музей. Он разместился в бывшего Управления Турксибом являющееся архитектурным памятником. Благодаря деятельности сотрудников музея его экспозиция быстро расширялась, предметы, так или иначе связанные с историей развития железной дороги, присылали со всего Казахстана. Большое число ценных экспонатов пришло из музея Целинной железной дороги.
В 2004 году, к столетию казахстанских железных дорог, музей переехал в новое здание алматинского офиса РГП «Казахстан Темир Жолы». Сегодня экспозиция музея размещается в нескольких залах на 2-х этажах.
У главного входа в музей висит станционный колокол, отлитый в начале ХХ века. Такие колокола использовались, чтобы извещать пассажиров и прибытии поезда. Этот бронзовый раритет когда-то стоял на первой в Казахстане ж/д станции в Уральске.
Знакомство с экспозицией музея начинается с зала, рассказывающего о жизни казахского народа до появления первого железнодорожного сообщения. Следует отметить, что большинство современных участков железнодорожного полотна проложено по трассам Великого шелкового пути. Среди экспонатов здесь можно увидеть макет тележки для путешествий, старинные фотографии караванщиков, подлинные карты караванных путей.
К числу уникальных экспонатов, можно отнести подлинную карту “Железнодорожных, почтовых и пароходных сообщений Российской империи" 1894 года. На ней отдельно выделен первый на территории Казахстана участок железной дороги - от Покровской слободы до города Уральска. Его строительство началось ещё в 1892 году.
Отдельный стенд расказывает о строительстве Трансказахстанской магистрали Оренбург -Ташкент. С завершения участка Оренбург-Казалинск - 1904 года ведет своё начало история казахстанских железных дорог. В Казалинске появилось первое локомотивное депо на территории Казахстана.
Значительная часть экспозиции посвящена легендарному Турксибу. Построенная в период с 1926 по 1931 годы, Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из самых масштабных проектов молодого Советского государства. Строительство Турксиба одновременно велось от станции Луговой до Айна-Булака с одной стороны и от Семипалатинска с другой. В коллекции музея представлены инструменты рабочих, строивших Туксиб: кирки, лопаты, масляные лампы, прессы для уплотнения грунта, огромные пилы для резки шпал.
Большую часть экспозиции занимают механизмы и устройства связанные с железной дорогой, например, здесь имеется винтовая упряжь, которая использовалась в СССР для сцепки вагонов до середины прошлого века. Это тяжеленное устройство работники железной дороги вынуждены были таскать на себе до тех пор, пока процесс не был автоматизирован. Еще один из экспонатов – жезловой аппарат системы Трегера, или же электромеханическое устройство по выдаче жезлов, созданное телеграфным рабочим Даниилом Трегером. Эта система была распространена на всех советских железных дорогах.
Особую гордость музея представляет уникальная коллекция масштабных моделей - здесь представлены десятки макетов локомотивов, сделанные в мельчайших деталях. Они демонстрируют полную эволюцию техники - от первых паровозов до современных сверхскоростных поездов. Отдельно представлены большие масштабные макеты локомотивов периода 1905 года и времен Турксиба.
На втором этаже музея представлены личные вещи ветеранов железнодорожников и архивные документы, касающиеся строительства железных дорог. На почетном месте висит китель Кабжана Мухамеджанова - ветерана железнодорожника, проработавшего с 1935 по 1979 годы. Он начинал работу еще на Турксибе, а к концу трудовой деятельности был начальником Чимкентского отделения Казахской железной дороги. Мухамеджанов - Герой труда и дважды кавалер ордена Ленина.
Уникальной является коллекция из 300 значков железнодорожной тематики - выставленная на стендах музея, эта коллекция самая крупная в Казахстане, и одна из крупнейших в СНГ .
Сотрудники музея всегда рады посетителям и готовы провести интерестные экскурсии для всех кто интересуется техникой и любит историю.
Музей Д.А. Кунаева был открыт в январе 2002 года по постановлению Президента Казахстана, с целью увековечить память Динмухамеда Кунаева - выдающегося государственного и общественно-политического деятеля
Музей истории города Алматы был открыт в сентябре 2002. Долгое время не имея постоянного адреса и кочуя по помещениям музей держался только на энтузиазме его работников. Они вели активную работу по сбору археологических и документальных материалов.